Главная » Женские штучки » Развитие детей: методика обучения по вальдорфской системе

Развитие детей: методика обучения по вальдорфской системе

Вальдорфская система образования

В нашей сегодняшней статье речь пойдёт не столько о психологии, сколько о педагогике, или, если быть точнее – о таком направлении в образовании как штайнеровская (она же вальдорфская) школа.

В чём суть этого подхода к обучению? Какие сильные и слабые стороны есть у этой педагогической системы? Как развивалась эта педагогическая практика?

Об этом и многом другом читайте ниже.

Содержание статьи:

Развитие детей: методика обучения по вальдорфской системе

Философские истоки направления

Сегодня сеть вальдорфских школ насчитывает свыше тысячи специализированных учебных заведений по всему миру. Именно в них полностью реализуются идеи штайнеровской педагогики, хотя отдельные идеи перекочевали и в массовую систему образования.

Популяризация этого направления достигла небывалого размаха, в одной лишь Европе насчитывается более 800 школ.

Вальдорфская система образования строится на Антропософии, которая разрабатывалась австрийцем Рудольфом Штайнером.

Штайнер Рудольф – гений и мистик своего времени. Им были изданы 20 книг и свыше 5000 лекций, в которых он рассматривал вопросы религии, науки, философии, экономики, аграрного производства, образования, медицины и искусства. Объединив все человеческое знание в единую систему, Штайнер стал родителем Антропософии (Человеко-знание), которая культивирует сознательные религиозно-научные методы постижения знаний.

В России его мировоззрение нашло большой отклик среди деятелей науки и искусства, среди разделявших его взгляды были такие имена, как Андрей Белый, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и Максимилиан Волошин.

Антропософия (antropos — человек, sophia — мудрость, знание) – форма теософии, задача которой – максимальное раскрытие способностей ребёнка (и взрослого) при помощи специализированных занятий и практик. Центральная задача вальдорфской педагогики – это сохранение активного интереса к жизни (вспомним детскую радость от нового) при развитии и интеллектуальных способностей человека.

На фоне общего курса образования, когда ребёнок должен знать как можно больше и как можно раньше этот подход кажется более человечным.

Развитие направления: от педагогов к родителям

Первые предпосылки к развитию вальдорфской педагогики стали заметны в 1920-х годах в Германии, когда послевоенный социальное устройство общество уже было нежизнеспособно, а новое – только зарождалось

Первая школа, положившая в основу принципы Штайнера, была школа «Вальдорф Астория» — заведение, открытое специально для детей рабочих одноимённой фирмы. Но уже в первые годы её существования в учебное заведение влились и дети из других социальных слоев, что привело к устранению отбора в учебное заведение по принадлежности к определённому классу.

Это стало настоящей революцией в образовании.

В тоже время современные исследования показывают, что этот важнейший принцип равенства хоть и соблюдается в действующих вальдорфовских школах, но реальный процент учащихся детей из малообеспеченных и рабочих семей в этих школах очень мал. К сожалению, эта проблема связана с тем, что большинство таких заведений существуют на частные средства и вынуждены взимать плату за обучение.

Появился и новый термин «вальдорфские родители». Как правило, это люди с высшим образованием:

  • — врачи,
  • — инженеры,
  • — юристы,
  • — новые IT’шники и представители науки.

Что движет такими родителями? Важный принцип – не просто «напичкать» ребёнка знаниями, сделать его «ходячей энциклопедией», но сохранить гармонию в развитии эмоциональном, интеллектуальном, физическом и художественном плане.

Буквально – ребёнок изучает и то, что нужно и то, что ему интересно.

Именно благодаря таким родителям последние 20 лет число штайнеровских учебных заведений растёт.

Вальдорфская школа – образовательная система, с уважением относящаяся к детству, его особенностям и течению. Цель всей системы — развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка. При этом остаётся важным не столько само «научение», сколько сохранение тяги и интереса к новому, к познанию.

Неугасаемый интерес к изучению нового и умение оперировать большими объёмами информации – вот ключевой навык, который определяет успешность человека сегодня.

Это направление в педагогике стремится развивать в ребёнке эмоциональную зрелость, чувство ответственности за свой выбор и умение принимать взвешенные решения. В современном мире застоявшиеся знания не имеют ценности – всё слишком быстро меняется.

И умение использовать эти изменения себе на руку, расти над собой – вот к чему стремится вальдофрская школа.

Как строится обучение?

  1. Во-первых, вальдорфские школы ориентированы на индивидуальный подход в обучении. Это не столько декламируемая норма, сколько реальный принцип построения учебного процесса.
  2. Во-вторых, учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы знание не отчуждалось от реальности, дабы сохранить у ребёнка чувство сопричастности и ответственности к происходящему. Как пример – обучение основам экологии (природоведение), сам факт того, что некий вид вымирает – мало что значит для ребёнка, но понимание того, что человек в силах изменить это – существенно меняет положение дел.

Почти что вековая история вальдорфского обучения показал, что принципы системы межкультуральны: они могут быть адаптированы в любом культурном контексте. И причина этому в том, что система опирается не на простую трансляцию опыта, сколько на развитие биологических способностей ребёнка.

Тотальная междисциплинарность подхода – его визитная карточка.

Личное воздействие и преемственность – ещё два принципа обсуждаемой системы преподавания. Проще говоря, весь дошкольный период детей сопровождает один педагог, а начиная с первых шагов в школе, и до 14 лет у детей не меняется классный руководитель.

В следующий период (до 18 лет) ребёнка сопровождает один и тот же наставник (тьютор). В общем – это эффективная схема с точки зрения психологии, три человека знают особенности развития ребёнка и его интересы и способны взаимодействовать друг с другом в любой из моментов.

Другой важный аспект – это профессиональный выбор педагога, который имеет право решать чему, когда и как учить ребёнка. Такой подход позволяет по максимуму реализовать потенциал ученика. Например, ребёнок обнаруживает незаурядные способности в IT-технологиях.

Соответственно, опытный педагог будет подогревать интерес ребёнка к этой области знания и смежным сферам (математика, лингвистика искусственных языков). И самый большой процент времени будет уделяться именно этим сферам. В тоже время это не значит, что ребёнок скатится на «дно» по языковым предметам или в области искусства.

Тотальная взаимозависимость всего от всего – вот на что ориентируются педагоги.

Безусловно, у подхода есть и критики (что обоснованно), однако исследования показывают, что у выпускников вальдорфовских школ есть два важнейших качества:

    Высокая мотивация к учёбе и познанию (80% против

О admin

x

Check Also

Как действуют согревающие мази? Какие использовать для детей?

Когда ребенок простужен, родители задаются вопросом, как быстрее излечить кроху без употребления большого количества лекарств. При первых симптомах заболевания простудой ...

Свойства и качества льняной ткани

Лён и уникальные качества льняной ткани Лён известен с давних времен, наши предки отлично знали какими свойствами обладает одежда из ...

Домашние маски с белой глиной, рецепты масок для лица

Домашние маски с белой глиной Глина бывает различных цветов, объединяет её большое содержание полезных веществ и минералов. Каждая глина имеет ...

Какие специалисты будут востребованы в году

Выбор профессии — довольно трудная задача, от которой зависит будущее благополучие. Как не ошибиться при принятии такого решения? Каждый современный ...