Главная » Руны » Скандинавские руны Руническая магия

Скандинавские руны Руническая магия

Скандинавские руны

В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых quot;разгадываютquot; тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии — ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга quot;любителейquot;.

Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе — ясене Иггдрасиль — девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен quot;Старшей Эддыquot; — quot;Речах Высокогоquot;:

Под ветром повешен а ветвях,

Ранен копьем, в жертву Одина отдан —

На дереве старом, растущем высоко

От неведомых миру корней.

Взгляд направлял я к земле.

В стенаниях, руны вознес в вышину я

Долу упал я тогда.

Здоровье и силы обрел,

Слово от слова на благо являлось,

Дело от дела рождалось чредой.

С силой великой,

С силой целебной.

Высший скальд их окрасил, и боги их создали,

И резал те руны властитель богов, —

Один у асов, и Дваин у альфов,

Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;

Многие резал и я.

И дальше идет очень важное предостережение:

Знаешь ли ты, — как разгадывать?

Знаешь ли, как надо красить?

Знаешь, как вопрошать?

Знаешь ли ты, как молиться?

Как приносить надо жертвы?

Знаешь ли ты, как закласть?

Знаешь ли, как сожигатъ?

Награждены за жертву все ждут.

Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.



Даже знатным и женам князей.

Имя первому: помощь — пометь оно может

От обид, и скорбей, и забот.

Что причастны искусству врачей.

Врага волшебством оковать:

Иступиться заставлю оружье противника,

Не сможет разить его меч.

Гибкие члены враги:

Прошепчу я заклятье и буду свободен —

Узы снимутся с рук

И веревки с ног.

Что недруг направит на рать;

Как бы живо не мчались — стрелу задержу я,

Едва лить увижу ее.

Которыми вздумает враг мне вредить:

Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,

Пострадает сам раньше, чем я.

Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.

Как ни силен огонь, я смогу загасить его,

Слово мощное против пожара скажу.

Принесло бы всем людям оно:

Если распря меж храбрыми вдруг разгорится —

Можно им мир водворить.

Мой корабль сохранит мне оно.

Усмирю ворожбою я бешенство бури,

И вернется волнам тишина.

Что по воздуху мчатся в ночи.

Околдую их так, что потом не вернутся

Им в жилища свои

И в обличья свои.

Я с ним провожаю в сраженья, друзей.

Я в щит прокричу пред началом сраженья —

И здравыми храбрые прянут на брань,

Воротятся здравыми с бранных полей,

Все безбедно прибудут домой.

Повешенный с ветки мертвец:

Я чертить буду руны, их резать и красить —

И с дерева мертвый сойдет,

И со мною начнет говорить.

Когда освящают младенца водой:

Заворожу я от смерти в сраженьях —



Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.

Имена назову я всех асов и альвов —

Это может лишь мудрый иметь.

Пел его Тиодрэрир, карло искусный;

Асам мощь придавал он и карлам отвагу,

Мудрость вещую богу богов.

Равнодушную деву к любви;

Околдую я чарами душу красавицы,

Изменю ее помыслы все.

От измены красавицы милой себя.

Будут век неизвестны тебе.

Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,

На счастье себе научился бы им.

Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.

Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:

Я этим заветы свои заключу.

Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, —

Или той, кто сестра мне родная.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого quot;Рунического Возрожденияquot; XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества.

Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из quot;Старшей Эддыquot; является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Скандинавские руны Руническая магия

Руны в своем изначальном — восемнадцатизнаковом — виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма — расистскими теориями нацистской Германии.



Гвидо фон Листом было также основано некое quot;Общество Тулеquot;, распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S — символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель quot;Лиги исследователей рунquot;, который был уверен, что руны — это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад.

Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к quot;Старшей Эддеquot;, а вернее, к еще одной ее песне — quot;Речам Сигрдривыquot;, в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг

и славы великой;

в нем песни волшбы

коль к пей ты стремишься, —

на меча рукояти

и дважды пометь

познай, чтоб обман

тебе не был страшен!

Нанеси их на рог,

на руке начертай,

руну Науд — на ногте.

лук брось во влагу;

тогда знаю твердо,

что зельем волшебным

если хочешь быть

в помощь при родах!

На ладонь нанеси их,

познай, чтоб спасать

Руны те начертай

на носу, на руле

и выжги на веслах, —

пусть грозен прибой

ты должен познать;



на стволе, что ветви

клонит к востоку,

чтоб мстили тебе!

где люди должны

хочешь ты стать!

Хрофт разгадал их

что некогда вытекла

из мозга Хейддраупнира

и рога Ходдрофнира.

в шлеме, с мечом;

и правду сказала,

и санный подрез,

и след помогающий,

с медом священным

другие у альвов,

у сынов человечьих.

с пользой владей ими;

до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии — в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить.

Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого quot;неосторожногоquot; употребления рун мы находим в древнеисландской quot;Саге об Эгилеquot;, в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.

В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней quot;неправильнымиquot; рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые — quot;правильныеquot; — знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк — старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II — VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов.



Название свое — quot;футаркquot; — старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Скандинавские руны Руническая магия

Футарк — не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на 3 quot;семействаquot;. Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра.

Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее — магическое — значение:

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей.

Вообще, руны, фигурирующие в quot;Эддеquot;, по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве quot;путеводнойquot; звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами — на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.

Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство.



В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени.

Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

лен, лук, богатство

Скандинавские руны Руническая магия

Помимо этого слова, означающего quot;лукquot;, то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же quot;охранительнымиquot; считались слова auja — счастье и lathu — приглашение.

Скандинавские руны Руническая магия

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна.

Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число — порядковый номер, при этом руна f — как символ завершения — должна стоять в руническом ряду последней — двадцать четвертой.

При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации — 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.

Скандинавские руны Руническая магия

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге quot;Сила рунquot; (1996) Кеннет Медоуз.



Скандинавские руны Руническая магия

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом — благодаря числовой магии и quot;мобилизации магических силquot; (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино.

На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Скандинавские руны Руническая магия

Известны изображения первых шести рун — собственно самого ФУТАРКА, — но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза.

Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун — f, u, th — первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 — одно из самых сильных магических чисел, — но трудно поддающиеся толкованию.

Довольно quot;темнаquot; и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель — Tistel, Mistel, Kistel — и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды.

Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью.

Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.



Скандинавские руны Руническая магия

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива — тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

Скандинавские руны Руническая магия

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото.

Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской quot;Саге об Эгилеquot;.

Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей — дружинника Барда, который quot;пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.

Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить.

Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:



Кровь их моя окрасит.

Рунами каждое слово

Врезано будет крепко.

Брагу девы веселой

Выпью, коль захочу я.

Только на пользу ль будет

Брага, что Бард мне налил?

В качестве охранительных — магических — знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами — руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны.

Таково, например, слово «Процветание», руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Скандинавские руны Руническая магия

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения.

quot;Особенно очевидно это в тех случаях, — писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, — когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз.

Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия). В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена. На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилыquot;.



Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы.

В законе quot;Гулатингаquot; говорится даже: quot;Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животногоquot;.

В уже упоминавшейся quot;Саге об Эгелеquot;, говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием.

Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем — особенно в определенные дни, — чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)

Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы.



Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Великое ябедство Елена

Толста да проста Афросина

Хороший голос Домна

Взглянет утешит Арина

Обещает не солгать Софья

С поволокой глаза Василиса

Наглая спесь Маримьяна

Песни спеть Дарья

Худое соврать Агафья

Промолвит накормит Марина

Черные глаза Ульяна.

На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта — quot;Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надписьquot;.

Само слово quot;эрильquot; вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов — heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как quot;рунический колдунquot;. Существует даже версия, по которой слово quot;ярлquot; является поздней quot;модификациейquot; quot;эриляquot;.

Как бы там ни было, одно остается несомненным — эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, quot;кто рун не должен резатьquot;.

Особенной силой обладала и руна quot;туреquot;.

Как рассказывается в одной из песен quot;Старшей Эддыquot;, когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.



и тринадцать турсов.

И льда бессилие,

И ненависть пастыря.

Горных вершин обитатель,

И муж рунической вехи.

Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (т.е. за знание тайн скальдического искусства) — этому посвящен рассказ Браги в quot;Младшей Эддеquot; Снорри Стурлуссона.

Мы уже не раз обращались к quot;Саге об Эгилеquot;, посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством.

Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

quot;Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, — писал М.И. Стеблин-Каменский, — Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, т.е. три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусствомquot;.

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя quot;нидquot;, которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой.



В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора.

Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Скандинавские руны Руническая магия

Скандинавские руны Руническая магия

Каждая quot;младшаяquot; руна так же, как и quot;старшаяquot; имеет свое собственное имя:

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые.

Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

quot;На протяжении всего XI века шведские рунические надписи — это не только тексты, — писал М.И. Стеблин-Каменский, — но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью.quot;

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной.



В исландской quot;Книге о заселении страныquot; рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: quot;Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страныquot;.

Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

Скандинавские руны Руническая магия

В Англии существовали свои собственные руны — англосаксонские. Их было 33.

Скандинавские руны Руническая магия

Около начала XIII века — предположительно в одном монастыре в Сконе — рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus.

Вот как выглядит его страница.

Скандинавские руны Руническая магия

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д.

Существовали специальные дневные руны — их было семь, — обозначавшие дни недели.

Скандинавские руны Руническая магия

Скандинавские руны Руническая магия

В заключение хотелось бы еще раз напомнить — руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:



Тот, кто в них не смыслит.

В непонятных знаках

Всякий может сбиться.

Скандинавские руны Руническая магия

Скандинавские руны Руническая магия

Скандинавские руны Руническая магия

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.

О admin

x

Check Also

Русские руны и их значение

Древнерусские руны #8212; тайны Руси Русские руны #8212; магический знак, начертание которого на предметах быта или талисманах обладало защитным действием ...

Руна Тейваз — значение и применение, фото

Руна Тейваз значение символа в гаданиях Руна Тейваз — семнадцатый символ германского алфавита, который обозначает воина, бога Тюра. Находится под контролем энергии Воздуха.

Руны-обереги: их значение и тайный смысл

Про амулеты Сайт про амулеты, талисманы, обереги и другие мистические атрибуты Обереги с рунами Руны ― очень древние символы, использовавшиеся ...

Руны: гадание и магия и другие практики

Фэн Шуй Форум Руны: гадание и магия и другие практики Изображения рун с сайта //www.shalafi.org/Runas/significados.php. По-моему, сайт на испанском. Кто ...