Главная » Отношения » ЛЕКЦИЯ 4

ЛЕКЦИЯ 4

Проведение заговоров на заживления ран

1. Возникновение римской гражданской общины

ЛЕКЦИЯ 4История возникновения Рима была известна каждому ребенку в эпоху античности, да и сейчас едва ли не каждый знает Ромула и Рема — двух близнецов, вскормленных волчицей, и основавших город, получивший в дальнейшем красивое определение вечный. Традиционной датой основания Рима считается 754-753 гг.до н.э., но в это ли время легендарный Ромул убил своего брата и стал единственным основателем города, или в это ли время женщина по имени Рома сожгла корабли, положив тем самым предел скитаниям изгнанников, вряд ли возможно определить, как бы не хотелось нам верить красивым легендам. Гораздо более прозаической предстает история возникновения Рима по археологическим данным.

В начале железного века (X-VIII вв.до н.э.) на территории будущего Рима находились родовые поселки. Холмистая местность на берегу Тибра была удобным и привлекательным районом для поселения различных племен, мигрировавших по Италии, и население притибрской зоны Лация было довольно пестрым по своему этническому составу, но наиболее компактными и численно преобладающими племенами были латины и сабины. Как считают исследователи, Ромулов Рим был латино-сабинским поселением с известной долей автохтонного населения, впитавшего в себя пришлые компоненты. Жили первые римляне в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом в рощах находились святилища богов. Поселения защищались рвами, земляными насыпями и сторожевыми башнями.

ЛЕКЦИЯ 4Постепенно поселки разрастались, и первым достоверным событием римской истории можно считать слияние латинской или сабинской общин (аналогично греческому синойкизму). Традиция связывает это событие с похищением сабинянок во время правления Ромула. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, и было установлено совместное правление Ромула с сабинским царем Титом Тацием. Это объединение можно считать началом подлинной римской истории.

Царская эпоха в истории Рима характеризуется как время зарождения государственности и оформления основ гражданской общины. В этот период развивается социальное и имущественное неравенство. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали разрыву родовых связей и выделению знатных и богатых семейств, с одной стороны, и появлению неполноправных людей, с другой. Постепенно все права и привилегии узурпируют главы наиболее влиятельных кланов. Потомство и частично члены семей этих отцов образовали сословие патрициев, которые заняли ключевые позиции в обществе и со временем стали единственно полноправными его членами. Остальные сородичи, чтобы гарантировать свое существование и разделить с патрициями хотя бы некоторые из привилегий, были вынуждены вступать в зависимость, становясь клиентами, а их покровители стали называться патронами. Узы патроната считались священными, и их нарушение каралось смертью. Патрон должен был выделить землю своим клиентам, защищать их в суде и оказывать им покровительство; клиенты поддерживали патрона в народном собрании, приносили ему подарки и составляли его боевую дружину.

В царскую эпоху римском обществе образовалась еще одна прослойка неполноправного населения — плебеи. В исторической науке существуют разные теории, объясняющие происхождение этой прослойки. В последнее время преобладает мнение о том, что плебеи появились вследствие роста населения в Риме. Растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, которые сначала включались в родовую организацию римлян. Когда пришельцев стало слишком много, доступ в родовую организацию был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных. Так как их число быстро увеличивалось, пополнялось, то, как считают, слово плебей произошло от латинского plere — наполнять. Они, вероятно, считались гражданами формировавшейся римской гражданской общины, будучи частью римского народа, но не входили в патрицианские патриархальные общины и не имели доступа к общественной земле. Плебеи были лично свободны, но не имели политических прав.

Формирование римской гражданской общины происходило на протяжении длительного периода времени и растянулось на несколько столетий. Первоначальная государственность была представлена традиционной триадой, характерной для обществ, выходящих из стадии родоплеменных отношений.

Во главе общины стоял вождь, которого римляне называли царь (rex). Он был высшим военачальником, верховным жрецом и обладал судебной властью. Царь избирался сенатом (senatus), который первоначально был советом старейшин, а затем в него стали входить главы патрицианских семей. Сенат представлял царя народному собранию, которое собиралось по куриям (родовые объединения мужчин-воинов) и поэтому носило название куриатные комиции (comitia curiata). Комиции утверждали или отклоняли кандидатуру царя, а сенат утверждал результаты голосования. Основные решения, касавшиеся жизни римской общины принимались царем совместно с сенатом, но в ряде случаев, как, например, в случае объявления войны, требовалось обязательное решение народного собрания.

Римская традиция рассказывает о 7 римских царях. Наибольшего внимания из них заслуживает шестой римский царь — Сервий Туллий (579-535 гг.до н.э.). По одной из версий он был сыном рабыни, воспитанном в доме царя Тарквиния Приска. Главной заслугой Сервия стало проведение реформ, способствовавших формированию римской гражданской общины — цивитас (civitas). Сервий Туллий разделил все население Рима на имущественные разряды, независимо от сословной принадлежности. А принадлежность к имущественным разрядам определяла место воина в строю, характер вооружения и давала политические права. Все общество делилось на 6 классов, каждый из которых должен был выставить определенное количество центурий (сотен) в римскую армию. Ценз первого имущественного класса составлял 100 тыс. медных ассов, и он же выставлял наибольшее количество центурий — 98, ценз низшего класса не был определен вообще — сюда относились пролетарии (люди, не имевшие ничего кроме потомства), и они выставляли всего одну центурию. Однако новое деление граждан Рима касалось не только армии. Сервий Туллий учредил новый вид народного собрания — центуриатные комиции. В этих комициях каждый имущественный класс имел столько голосов, сколько выставлял центурий. Соответственно большинство голосов всегда принадлежало высшему классу (98 из 193). Голосование обычно не доходило не только до последних, но даже до средних классов.

Сервию Туллию приписывается также разделение Рима на территориальные округа — трибы. Таким образом формирующемуся римскому государс­тву был придан его важнейший признак — территориальность. Вокруг города была построена крепостная стена, остатки которой сохранились до нашего времени. Важной мерой Сервия Туллия был допуск плебеев в римское войско. Наконец, Сервий Туллий попытался подготовить условия для превращения царской власти из выборной в наследственную, выдав своих дочерей замуж за сыновей своего предшественника Тарквиния Приска. Возможно, этой мерой Сервий хотел ограничить растущее влияние сената и аристократии.

Демократический характер преобразований Туллия не вызывает сомнений. Очевидно, он хотел создать опору царской власти в широких слоях римского общества, и эта тенденция не могла не вызвать противодействия со стороны аристократии. Хотя сам Сервий пал жертвой собственных пре­образований, но не от рук сенаторов, а от заговора зятя Тарквиния и дочери Туллии.

Последний римский царь Тарквиний Гордый изображается римской традицией как жестокий тиран, правление которого вызывало всеобщее недовольство. Однако в литературе высказывается мнение, что Тарквиний продолжал линию Сервия Туллия на усиление царской власти в противовес сенату и аристократии. Именно этим можно объяснить резко отрицательное отношение традиции, сформированной сенаторскими кругами, к этому правителю. В источниках четко зафиксировано, что восстание против Тарквиния было организовано и проведено патрициями, которые и взяли управление городом в свои руки, хотя и назвали это управление общественным делом — республикой (res publica). Это произошло в 510 или 507 г. до н.э. Так была установлена аристократическая республика, просуществовавшая до конца I в. до н.э. Правда, формирование римской гражданской общины с установлением Республики не только не завершилось, но вступило в новый важный этап.

2. Ранняя Римская Республика

Эпоха Ранней Римской республики (конец VI — середина III в. до н.э.) может быть охарактеризована как время борьбы патрициев и плебеев, окончательного оформления римской гражданской общины (цивитас) и завоевания Римом Аппенинского полуострова.

ЛЕКЦИЯ 4Борьба патрициев и плебеев по сути была борьбой за равноправие и демократизацию формирующегося государства. Старая патрицианская знать стремилась сохранить древние родовые обычаи и учреждения и объективно выступала тормозом общественного прогресса. Плебеи, вынужденные в силу ограничения их доступа к общественной земле заниматься преимущественно ремеслом и торговлей, выступали за динамичное развитие римской экономики, за ликвидацию родовых отношений, за формирование демократических институтов управления общиной. На практике основные требования плебеев сводились к тому, что они добивались политического равноправия, ограничения патрицианского землевладения и допуска к общественной земле, ограничения долгового процента и отмены долговой кабалы.

После реформ Сервия Туллия плебеи стали составлять основную часть римской армии, хотя командные посты в ней занимали патриции. Пользуясь этим, плебеи избрали весьма своеобразный метод борьбы за свои права — военную забастовку. В момент, когда Риму угрожали враги, плебеи покидали город, уходя на Священную гору поблизости от Рима (отсюда название этой акции: сецессия — уход), и выставляли оттуда свои требования патрициям. По традиции первая сецессия произошла во время войны Рима с племенем эквов в 494 г. до н.э. После долгих переговоров патриции согласились на учреждение должности народных трибунов, главной обязанностью которых была защита плебеев от произвола со стороны патрициев.

Вторая сецессия произошла в 449 г. до н.э. Она завершила борьбу плебеев за запись действующего права. Результатом стало появление законов XII таблиц, названных так потому, что они были выбиты на 12-ти медных досках, выставленных впоследствии для всеобщего обозрения. Законы XII таблиц являются древнейшим памятником римского права и содержат наряду с нормами обычного права, уходящими в глубокую древность, нормы, отражающие динамику развития римского общества в V в. до н.э.: отношения собственности, развитие рабовладения, новые тенденции в семейных отношениях и т.д. Плебеям удалось добиться снижения долгового процента и фиксации его в законах, хотя главным итогом была сама по себе запись права, так как теперь устранялся произвол патрицианских судей при разборе дел, касавшихся плебеев. Однако при чтении этих законов невольно обращает на себя внимание тот факт, что сами термины патриции и плебеи упоминаются в них всего лишь один раз в статье, запрещающей браки между представителями этих сословий. Эта кажущаяся странность объясняется тем, что отныне и патриции, и плебеи жили по одним и тем же законам и тем самым закладывалась правовая основа для жизни всей общины в целом.

В том же 449 г. до н.э. наряду с другими был принят важный закон о том, что решения плебейских народных собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Так возник еще один вид народных собраний Римской Республики — трибутные комиции, собиравшиеся по территориальным округам. Постепенно в них стали участвовать и патриции, и эти собрания сделались важным элементом политической системы Рима. А спустя еще пять лет был принят закон, разрешавший браки между патрициями и плебеями, чем была заложена основа для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.

В течение IV в. до н.э. плебеи добились отмены долгового рабства (по закону 326 г. до н.э. должник должен был отвечать перед кредитором своим имуществом, а не личностью), а таже доступа к общественной земле и доступа ко всем должностям в римском государстве, а в 300 г. до н.э. получили право занимать и жреческие должности. В 287 г. до н.э. законом Гортензия было подтверждено, что плебисциты (решения плебейских собраний) получали силу закона и не нуждались в одобрении сената. Этим законом принято завершать историю борьбы патрициев и плебеев.

Хотя плебеи добились полной реализации всех своих требований и полного равноправия, вряд ли есть основания говорить о победе одного сословия и поражении другого. Главным результатом борьбы патрициев и плебеев, продолжавшейся более двух веков, стал общественный компромисс и консолидация римского общества. В ходе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя, созданы условия для развития рабовладельческих отношений и окончательного оформления римской цивитас.

Римская гражданская община была аналогичной эллинским полисам. Слившиеся патрицианские и плебейские сословия образовали единый гражданский коллектив. Установление земельного максимума не только ограничило рост крупного землевладения, но и законодательно оформило право цивитас на верховное распоряжение всей землей. Был твердо установлен принцип обусловленности права на землю принадлежностью к гражданской общине, которая брала обязательство наделить гражданина землей или иными средствами к существованию. Таким образом в Риме утвердилась античная форма собственности.

Римская цивитас, как и греческий полис, представляла собой коллектив граждан, осуществлявший функции государства. Нераздельное единство прав и обязанностей граждан реализовывалось и во владении землей, и в воинской службе, и в управлении государством. Положение римлянина было обусловлено непременным наличием трех состояний: принадлежности к римской общине, к ветви римского рода и к свободным людям. Следствием этого положения были права, главными из которых считались: право вступать в законный брак, право владеть имуществом и вести дела под охраной римских законов, право участвовать в комициях и право быть избранным на почетные должности.

В начальный период своего существования римское государство обладало рядом особенностей, свойственным античным гражданским общинам: относительно узким и замкнутым гражданством, отсутствием чиновничье-бюрократического аппарата и налогов с граждан, отсутствием специальных карательных органов (полиции, прокуратуры и т.п.). Граждане такого государства рассматривались как его участники, а не как подданные. Термину республика был придан новый оттенок, позже сформулированный Цицероном: общее дело стало восприниматься как общее достояние, что определяло не столько форму правления, сколько отношение граждан к цивитас.

ЛЕКЦИЯ 4Римскую государственность в рассматриваемое время можно представить следующим образом. Высшим органом власти в Римской республике считалось народное собрание, но, в отличие от греческих полисов, оно в Риме было трех видов. Куриатные комиции, собиравшиеся по родовому принципу, решали в основном вопросы семейного права и из их прежних функций к III в.до н.э. за ними осталось лишь право наделять высшей властью магистратов — должностных лиц римского государства. Центуриатные комиции, собиравшиеся по принципу имущественного ценза, принимали законы, которые нуждались в последующем одобрении сенатом; осуществляли выборы высших должностных лиц, решали вопросы войны и мира и рассматривали апелляции по уголовным делам. Во второй половине III в.до н.э. была проведена демократическая реформа, которая установила равенство по количеству голосующих центурий между пятью имущественными классами и увеличила до пяти количество центурий пролетариев. Трибутные комиции, которые собирались по территориальному принципу (одна территориальная триба имела один голос), принимали законы, осуществляли выборы низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о штрафах. В III в.до н.э. в Риме насчитывалось 35 триб: 4 городских и 31 сельская. В следующем столетии трибутные комиции стали основным и решающим видом народных собраний. Надо отметить, что функции между различными видами народных собрании не были строго разграничены, как не существовало и строгого регламента их работы. Собирались собрания обычно магистратами, они же и председательствовали на них. Собрания не обладали законодательной инициативой, и вплоть до конца I в.до н.э. существовало только открытое голосование. По многим существенно важным вопросам, выносимым на народные собрания требовалось предварительное решение сената.

Исполнительная власть в Риме принадлежала магистратам, функции которых были довольно разнообразны. Система магистратур формировалась на протяжении долгого времени и в окончательном виде сложилась лишь к концу IV в.до н.э. Все магистратуры в Риме делились на высшие и низшие, ординарные и экстраординарные. Все ординарные магистратуры были выборными и коллегиальными; все римские магистратуры были срочными, безвозмездными и ответственными за исполнение обязанностей.

Во главе системы магистратур находились два консула, которые избирались сроком на один год (этот срок мог быть продлен сенатом, если консулы успешно вели войну). Консулам принадлежала высшая военная и гражданская власть. Они осуществляли набор в армию, назначали военных командиров, распоряжались военной добычей и пользовались высшей административной властью в мирное время.

Далее к разряду высших магистратур относятся два цензора, которых избирали раз в пять лет на полтора года. Основной обязанностью цензоров было уточнение списков римских граждан, распределение их по имущественным разрядам и составление списков сенаторов. Важной прерогативой цензора было наблюдение за нравственностью.

Еще одной высшей магистратурой являлась претура. Два претора тоже избирались на один год и первоначально были помощниками консулов. В годы классической Республики главной функцией преторов было руководство системой судопроизводства. Один из преторов занимался делами римлян, другой — делами чужеземцев-перегринов. Когда истец и ответчик являлись к претору, он первым делом пытался примирить тяжущихся, и если этого не удавалось сделать, назначал судей для разбора дела по существу.

Самой значительной из низших магистратур были народные трибуны. Их избирали сроком на один год в количестве 10 человек. Народные трибуны пользовались законодательной инициативой, созывали трибутные комиции, их основной обязанностью было защищать простой народ от произвола магистратов и влиятельных лиц, и с этой целью двери их домов должны были быть всегда открыты, и они не имели права покидать пределов города Рима. Впрочем, самой важной прерогативой народных трибунов было право вето — право наложить запрет на решение любой структуры римского государства, если это решение ущемляло права народа. Единственной магистратурой, на которую трибунское вето не действовало была магистратура цензора.

К числу других низших магистратур относились эдилы, осуществлявшие надзор за порядком, ведавшие организацией снабжения города продовольствием, устройством зрелищ и общим благоустройством; квесторы, ведавшие государственной казной, а также более 20 других низших магистратов, ведавших теми или иными сферами жизни римской гражданской общины.

Экстраординарные магистратуры вызывались к жизни чрезвычайными обстоятельствами или особыми условиями жизни Рима. По своему уникальной была магистратура диктатора, который назначался сенатом сроком на 6 месяцев в случае серьезной угрозы Риму со стороны внешних врагов. Диктатор пользовался всей полнотой власти в Риме, и никакие другие органы римского государства не действовали. Помощником диктатора являлся начальник конницы. Также римляне создавали экстраординарные магистратуры в зависимости от конкретных государственных нужд. Так, например, для записи законов XII таблиц была создана специальная комиссия децемвиров.

К разряду магистратур в Риме относятся также многочисленные жреческие должности. Так в Риме вообще не существовало разделения категорий религии и политики, служение богам рассматривалось как общественное дело и жреческие должности считались государственными. Жрецы обычно объединялись в коллегии. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов, ведавших культом Юпитера. Эту коллегию возглавлял Великий понтифик, которого можно считать главой всего римского языческого культа.

Реально высшим учреждением Римской республики был сенат. В его состав входило 300 человек, главным образом бывших высших магистратов. Хотя включение в сенат не происходило автоматически, а лишь по воле цензоров. Сенат издавал законодательные постановления — сенатус-консульты, представлял законопроекты народному собранию, осуществлял контроль за выборами должностных лиц, ведал вопросами внутренней безопасности и внешней политики, в распоряжении сената находились государственные финансы, сенат принимал отчеты у должностных лиц и выносил решения об установлении диктатуры. В целом функции сената были весьма разнообразными, и его роль в государственной жизни Рима была очень значительной.

Римскую республику уже в древности характеризовали как смешанную форму государства. Так, греческий историк Полибий усматривал монархический элемент в магистратуре консулов, демократический элемент — в народных собраниях и олигархический — в сенате. Римская республика впервые в истории представила систему сдержек и противовесов и распределения власти, обеспечивающих ее устойчивость. Это: разные виды народных собраний, коллегиальность магистратур, невмешательство одной магистратуры в дела другой, срочность и ответственность магистратур, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной, исключительные полномочия народных трибунов, наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти и, наконец, армия, как ополчение всех граждан.

3. Создание Римской Средиземноморской державы

Неотъемлемой частью римской гражданской общины была армия. Военная система Рима сложилась в почти непрерывных войнах и приобрела относительно законченный вид к концу IV в. до н.э. В армии обязаны были служить все римские граждане-мужчины в возрасте от 17 до 46 лет. Набор в армию проводили консулы. Так как армия формировалась по принципу ополчения и не содержалась за счет государства для службы требовался определенный имущественный ценз.

Однако феномен превращения Рима из небольшой общины в Средиземноморскую державу нельзя объяснить только тем, что римская армия с течением времени стала лучшей в античном мире. Этот феномен не будет казаться столь уж удивительным, если учесть хронологические рамки и территориальный размах римских завоеваний. В самом деле, Рим начал войны едва ли не с момента основания и перешел к стратегической обороне лишь после смерти императора Траяна, то есть в общей сложности римская агрессия в Средиземноморье продолжалась почти 9 веков, и за это время римские границы расширялись сначала до пределов области Лациум, затем под его властью оказался весь Аппенинский полуостров, затем границы Рима стали простираться от Атлантического океана на западе до Каспийского моря и Персидского залива на востоке и от Балтийского моря и Британии на севере до верховьев Нила и Сахары на юге. Это позволяет утверждать, что на протяжении римской истории менялись цели и задачи войн, их масштабы и средства, которыми они велись, а также социальные силы, в интересах которых проводилась агрессия. И все же можно выделить несколько общих причин агрессивности Рима. К их числу можно отнести:

  • во-1-х, перераспределение прибавочного продукта — основная причина войн всех времен и народов;
  • во-2-х, стремление разрешить внутренние противоречия за счет победоносных войн против слабых соседей — причина тоже действовавшая во все времена;
  • в-3-х, особенность цивитас — античной гражданской общины, нормальное функционирование которой зависело от сохранения баланса между населением и территорией, с которой оно могло прокормиться; соответственно рост населения подталкивал к захватам новых земель;
  • в-4-х, достигнутая в ходе борьбы плебеев и патрициев отмена долговой кабалы в условиях динамично развивающейся экономики неизбежно подталкивала к обеспечению растущих хозяйств дешевой рабочей силой за счет военнопленных, обращаемых в рабов;
  • в-5-х, экономическая целесообразность, которая определялась торговыми интересами, сырьевыми ресурсами для ремесла и подталкивала римлян к созданию крупного государства с взаимодополняющими друг друга в экономическом отношении регионами;
  • в-6-х, идеология и логика агрессии, когда успешные захваты одних территорий неизбежно вызывают своеобразный азарт и подталкивают к новым завоеваниям.

Таким же образом можно выделить и некоторые общие причины побед Рима. Это:

  • во-1-х, экономическое превосходство динамично развивающегося Рима и умение римлян эффективно использовать ресурсы завоевываемых стран;
  • во-2-х, консолидация цивитас в ходе и в результате борьбы патрициев и плебеев и достигнутая сплоченность населения;
  • в-3-х, выгодное стратегическое положение Рима, сумевшего стать центром всего средиземноморского мира;
  • в-4-х, высокие боевые качества римской армии и прекрасно отлаженное для руководства военными действиями государство;
  • в-5-х, заинтересованность сельского населения — основы армии — в захвате новых земель;
  • в-6-х, умелое сочетание дипломатии и военной силы и последовательное проведение в жизнь основного принципа римской внешней политики разделяй и властвуй;
  • в-7-х, умение римлян использовать разногласия среди завоевываемых на­родов с целью противопоставления одних слоев населения другим.

ЛЕКЦИЯ 4Первоначально Рим был ординарным городом Лация, но уже к концу царской эпохи стал занимать в этой области Италии преобладающее положение. В эпоху Ранней Республики Рим ведет почти непрерывные войны сначала со своими ближними соседями — этрусками, латинами и другими италийскими племенами, затем с более отделенными — самнитами, кампанцами и на заключительном этапе — с греческими колониями. С овладением в 265 г.до н.э. этрусского города Вольсинии римляне стали полными хозяевами всего Аппенинского полуострова и стали крупной силой Западного Средиземноморья.

Подчинение Римом Италии привело к созданию римско-италийского союза, который принципиально отличался от аналогичных греческих и ранне­италийских государственных форм. Союз был союзом господствующего Рима не с коллективом покоренных италийских общин, а с каждой из них в отдельности и на особых условиях. Рим оставался цивитас, а подчиненные ему города и общины находились с ним в договорных отношениях и делились на несколько категорий, различавшихся между собой степенью самостоятельности в самоуправлении (от полного самоуправления до поднадзорного со стороны присылаемых из Рима префектов) и в степени наделения правами (от прав полного римского гражданства до отсутствия даже элементов римской правоспособности). Все римские союзники теряли право вести самостоятельную внешнюю политику, поставляли Риму воинские контингенты и вооружение, лишались в пользу Рима части земель.

Римско-италийский союз явился новой политической организацией, в которой союзники не только угнетались Римом, но и получали новые стимулы для своего развития. Создавались условия для развития экономики в масштабах всего Аппенинского полуострова, расширялись возможности культурного обмена. С завоеванием Италии Рим вполне созрел для выхода на широкую международную арену.

Во второй половине III в.до н.э. Рим одержал в двух изнурительных Пунических войнах победу над крупной рабовладельческой державой — Карфагеном. После победы над Карфагеном Рим начинает активизировать политику по отношению к эллинистическим государствам, устремляя алчные взоры на богатый восток. В ходе двух войн с Македонией в начале II в.до н.э.это некогда могущественное государство было разгромлено и лишено всякой самостоятельности. Разгрому подверглись и македонские союзники — Эпир и Иллирия. Сирийская война (192-188) окончательно подорвала военное могущество Селевкидов и усилила римское влияние на востоке. В 149-146 гг.до н.э. римляне жестоко подавили антиримское движение в Греции. Ахейский союз, возглавлявший это движение, был разгромлен, а центр этого движения — Коринф в 146 г.до н.э. был полностью разрушен римлянами. Одновременно Рим провел войну на уничтожение Карфагена (Третья Пуническая война 149-146 гг.до н.э.). Вслед за Македонией и Грецией Риму досталось еще одно эллинистическое государство — Пергам. Последний его царь Аттал III, чувствуя падение политического значение его государства и понимая неизбежное подчинение Риму счел за благо для своих граждан отдаться под власть Рима добровольно: в 133 г.до н.э. он завещал свое царство Риму, и на месте Пергама была образована римская провинция Азия. Наконец, вплоть до конца 140-х гг.до н.э. Рим вел войны за овладение Испанией. Их успешное завершение было ознаменовано покорением Лузитании и выходом римских легионов на побережье Атлантики.

Таким образом, Рим стал мировой Средиземноморской державой. Каковы были ближайшие результаты и последствия этого этапа римских завоеваний?

ЛЕКЦИЯ 4Одним из основных следствий завоеваний Рима стало утверждение рабовладельческого способа производства в классической форме. Быстрое развитие рабовладельческих отношений привело к изменению всего облика цивилизации, изменениям в социальной структуре и политической жизни, появлению новых городских центров и расцвету культуры. Последнему в сильнейшей степени способствовало знакомство римлян с достижениями других народов, и, надо отдать им должное, они перенимали их разумно — не только с пользой для себя, но и на благо всего античного мира, подсознательно содействуя созданию единой античной культуры всего Средиземноморья.

Другим следствием римских завоеваний стало собственно создание Средиземноморской державы, которая строилась римлянами сначала по принципу зависимых государств, но вскоре римляне осознали необходимость формирования провинциальной системы. Эта система складывалась стихийно, и никаких общих законодательный установлений на этот счет не было. Каждая новая провинция организовывалась по особому закону командующего, который завоевал страну. Затем из Рима направлялся наместник (в ранге проконсула, пропретора или проквестора), как правило, бывший магистрат. В специальном эдикте он провозглашал основные принципы своего правления, которыми намеревался руководствоваться. Наместник располагал всей полнотой военной, гражданской и судебной власти и не нес никакой ответственности до окончания срока своих полномочий (обычно 1 год).

К середине II в. до н.э. в Римской державе было 9 провинций, и все они рассматривались как поместья римского народа вне Италии. Часть земли выделялась в пользу римских колонистов, а местные общины должны были платить налог в пользу Рима, который либо устанавливался в виде постоянной суммы, либо, чаще, в размере 1/10 доходов. Кроме того на провинциях лежало бремя обеспечения римских войск, находящихся на их территории, а также содержание римских наместников и их штата. Налоги римляне обычно отдавали на откуп представителям богатого и предприимчивого сословия всадников. Откупная система предполагала внесение суммы налогов в казну, после чего собирались значительно большие суммы по сравнению с первоначальным взносом. Римские законы всегда стояли на стороне римлян, поэтому провинциалы испытывали порой весьма сильные притеснения и поборы со стороны отдельных лиц, приехавших из Рима. Не случайно в Риме бытовало высказывание относительно некоторых римских наместников: Приехал в богатую провинцию бедным человеком и уехал из бедной провинции богатым.

Наконец, существовало еще одно очень значительное последствие римских завоеваний, которое определяло весь последующий ход римской истории — кризис Римской республики вылившийся в эпоху гражданских войн.

40-е гг. II в. до н.э. были временем относительного спокойствия в жизни Римской республики, и время, непосредственно предшествовавшее гражданским войнам, нередко называют ее золотым веком. Действительно, римское могущество не имело реальных соперников, и римляне пользовались всеми благами, какие только мог дать уровень античной цивилизации. Но самый опасный враг оказался внутри самого государства. Всего через 13 лет после того, как в огне пожарища погиб опаснейший соперник Рима — Карфаген, в самом Риме разбушевалось пламя гражданских раздоров.

Римские историки связывали эти два столь различных по своему характеру события, в одном из которых они усматривали торжество римского духа, а в другом — его упадок. Римский философ Сенека был наиболее близок к истиной причине этого упадка, усматривая ее в том, что римское государство, добившись казалось бы всего, к чему оно стремилось, не выдержало тяжести собственной мощи.

Именно римские завоевания второй половины III — первой половины II в. до н.э. послужили главной причиной кризиса Римской республики, которая оказалась совершенно неприспособленной к новым масштабам государства. Кризис Римской республики был следствием кризиса цивитас, а гражданские войны являлись их выражением и одновременно катализатором. В ряду основных причин кризиса цивитас следует выделить следующее:

  • во-1-х, римская гражданская община разрушалась вследствие роста экономического потенциала римской державы — ее узкие рамки уже никак не соответствовали новым масштабам экономики;
  • во-2-х, римская община перестала быть замкнутым, самообеспечивающимся организмом, и потенциал включенных в державу провинций неизмеримо превышал экономические, военные и людские ресурсы цивитас;
  • в-3-х, отмеченные изменения привели разрушению монолитности гражданского коллектива — появились очень богатые и очень бедные, а средний слой, состоящий из мелких и средних земледельцев — опора цивитас — неуклонно сокращался и падала его социальная роль;
  • в-4-х, вследствие резкого увеличения масштабов государства традиционные органы власти Римской республики, создававшиеся для античной гражданской общины, оказались неспособными нормально функционировать в но­вых условиях и по сути лишались реальной власти, создавая тем самым предпосылки для усиления влияния отдельных лиц, опиравшихся на новые, неподконтрольные цивитас силы — профессиональную армию и провинции;
  • в-5-х, изменявшиеся социально-экономические и политические условия разрушали мир духовных ценностей, в центре которого стоял Рим, как цивитас, и это имело следствием глубокий кризис общественного и индивидуального сознания.

Разложение римской цивитас способствовало выявлению противоречий как внутри римского общества, так и в масштабах всей огромной державы. Обострение этих противоречий вылилось в ряд серьезных конфликтов, которые продолжались на протяжении целого столетия и вошли в историю как эпоха гражданских войн. Конечным итогом этой эпохи стало падение Республики и установление Империи.

Одним из последних этапов периода кризиса Республики и гражданских войн стала диктатура Цезаря.

Уже в ходе гражданской войны Цезарь начал осуществлять мероприятия, касавшиеся самых различных сторон жизни римского государства. ЛЕКЦИЯ 4Еще в 46 г.до н.э. Цезарь был объявлен диктатором на 10 лет, а с 44 г.до н.э. был провозглашен вечным диктатором. Постепенно в его руках сосредоточивались права различных республиканских магистратов, что делало его власть по существу неограниченной. Цезарь имел права цензора, трибунскую власть, консульские полномочия, занимал пост великого понтифика и имел ряд почетных титулов: император, отец отечества и либератор (освободитель). В литературе иногда Цезаря называют первым римским императором. Надо заметить, что Цезарь не создал новой политической системы, но лишь близко подошел к ней, поэтому правомерно считать его императором в республиканском смысле (он, как отмечалось, действительно носил этот титул, который в республиканское время давался сенатом или солдатами победоносному полководцу и символизировал его связь с армией).

Цезарь увеличил количество членов сената до 900 чел. (еще при Сулле сенаторов стало 600), пополнив его своими сторонниками, но не удалив из него своих противников. Права народного собрания были ограничены, а политическое значение магистратур было ослаблено увеличением их количества и упорядочением срока их отправления. Особое значение имел закон Цезаря о муниципиях. Этим законом регламентировалось городское управление и устройство. Городам предоставлялась автономия в решении местных вопросов, устанавливались правила выборов городских магистратов и цензовые ограничения. Гражданские права и муниципальные городские формы распространялись в провинциях.

В целом правление Цезаря с политической точки зрения было ничем иным, как единоличным правлением военного диктатора, опирающегося на преданные ему легионы. Установление военной диктатуры было неизбежным следствием развития кризиса Римской республики, как кризиса цивитас. Превращение Рима в крупнейшую державу Средиземноморья требовало большей устойчивости государственного аппарата, наличия постоянной армии и единого централизованного управления. Через военную диктатуру Рим объективно шел к установлению монархической формы правления. Однако Цезарь шел к ней слишком быстро.

Среди представителей римского нобилитета оставалось еще немало противников Цезаря, к которым он относился, пожалуй, слишком милосердно, не удаляя людей даже явно ненавидевших его. Многие были недовольны нарушением республиканской конституции, отстранением их от государственных должностей и искали случая отомстить Цезарю за обиды и оскорбления. Представителей республиканских настроений не только среди знати, но и в широких слоях римлян особенно тревожили явные монархические устремления Цезаря и его приближенных. Все это и привело в конечном итоге к заговору, в котором приняло участие в общей сложности 60 сенаторов. В мартовские иды (15 марта) 44 г.до н.э. несмотря на множество дурных предзнаменований, красочно описанных Плутархом и Светонием, Цезарь явился на заседание сената, на котором заговорщики напали на него и стали наносить ему удары кинжалами. Обливаясь кровью диктатор упал к подножию статуи своего главного противника — Помпея. Как выяснилось позже, заговорщики действовали нерешительно и боялись Цезаря: из 23 нанесенных ему ран только одна оказалась смертельной.

И все же вековые республиканские традиции оказались еще живучими. Республика продолжала переживать кризис, и убийство диктатора смогло лишь ненадолго продлить ее существование.

5. Формирование системы Принципата при Октавиане Августе

После убийства Цезаря Рим охватила новая гражданская война, которая продолжалась с 44 до 30 г. до н.э. В ходе этой войны были разгромлены республиканцы, и после столкновений между различными политическими силами победителем оказался внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан. С гибелью последнего противника Октавиана Антония закончился длившийся целое столетие период гражданских войн в истории Рима, а с завоеванием Октавианом Египта закончился период эллинизма. Окончание гражданских войн открывало новый период — период Римской империи, которая синтезировала достижения всех предшествующих ей цивилизаций.

Масштабы римской державы, неспособность сенаторского правительства обеспечить эффективное управление ею, возраставшая роль армии все более склоняли самые различные слои общества к мысли о необходимости единоличного правления. Приход Октавиана к единоличной власти не был неожиданностью и не мог вызвать серьезного сопротивления. Вместе с тем, трагический прецедент с Цезарем заставлял Октавиана проявлять осторожность.

ЛЕКЦИЯ 4В 29 г. до н.э. Октавиан, вернувшись в Рим, отпраздновал роскошный триумф. Затем, сложив с себя сан триумвира, Октавиан получил от сената и комиций почетное звание императора (еще в республиканском смысле). Получив цензорские полномочия, он провел чистку сената, удалив из него оппозиционные элементы и оставив 600 человек. В списке сената его имя значилось первым — princeps senatus, что означало его первое положение среди всех граждан государства. Это положение, оформленное особым образом, и послужило основой для названия всей новой политической системы — принципат.

Началом формирования новой политической системы можно считать получение Октавианом различных государственных должностей, но правильнее вести начало новой системе следует с 13 января 27 г. до н.э. В этот день Октавиан явился на заседание сената и заявил о том, что его здоровье пошатнулось и что он «желает» уйти в частную жизнь. При этом он торжественно объявил о восстановлении старой республики и попросил сенат освободить его от всех обязанностей. Это было не что иное, как ловкий политический ход. Октавиан прекрасно знал настроение сената, где подавляющее большинство после чистки составляли его сторонники. И его ожидания полностью оправдались: присутствовавшие на заседании буквально со слезами на глазах стали умолять его остаться и не покидать их в столь трудное для государства время. Октавиан некоторое время для приличия сопротивлялся, но в конце концов «уступил» мольбам и просьбам и согласился остаться у власти, но попросил себе дополнительных полномочий. Отчасти тогда же, отчасти с течением времени ему были даны звания и привилегии и соответствующие полномочия, оформлявшие его статус и фактически закреплявшие за ним верховную власть.

По сути, Октавиану удалось решить очень сложную политическую задачу: он сохранил все республиканские институты, коренным образом изменив их сущность, получил сам всю полноту власти, не возвышаясь до положения монарха, и создал новые учреждения, развитие которых завершало созданную им систему. Власть Октавиана, который принял теперь новое имя — Император Цезарь Август (augustus — возвеличенный богами, священный), сын божественного, основывалась на соединении различных магистратур, не соединимых в годы классической республики, и, отчасти, в наделении некоторых традиционных полномочий новым смыслом.

ЛЕКЦИЯ 4Титул императора помимо того, что он традиционно подчеркивал непосредственную связь Октавиана с армией, начинает терять свое первоначальное значение и обозначать высшую военную власть. Империум теперь помимо традиционного командования армией дает право объявлять войну и заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию, право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Также империум в соединении с проконсульской властью дает власть над провинциями. С 19 г. до н.э. Октавиан получил пожизненные знаки консульского достоинства и 16 раз избирался консулом. С 36 г. до н.э. он получил пожизненную трибунскую власть, которая не только давала ему право вето и законодательную инициативу, но и определяла его положение как главы и вождя плебса. Уже в это время был сформулирован тезис, согласно которому римский народ перенес свою власть и величие на императора, а из этого следовало, что нарушение верности ему столь же тяжкое преступление, каким было бы оскорбление величества римского народа, то есть измена родине. Как носитель трибунской власти и прерогатив римского народа, он становился высшей судебной и аппеляционной инстанцией. Титул Августа означал особую близость к божеству и придавал власти сакральный характер. С 12 г. до н.э. он носил также титул верховного понтифика, и это позволяло ему осуществлять верховный контроль над римским религиозным культом. Иногда Август в дополнение ко всем перечисленным полномочиям брал на себя временные функции: по проведению ценза и по обеспечению Рима продовольствием. Заменив собой римский народ, Август и последующие императоры унаследовали и его право верховной собственности на провинциальные земли и право контроля за италийскими землями. От имени сената и народа Октавиан был назван «отцом отечества». Это звание предполагало повиновение подданных и их благоговейное почтение. В знак особого признания заслуг Августа двери его дома на Палатине были украшены лаврами и венком, а в сенатской курии был установлен золотой щит с перечнем его добродетелей.

При всей концентрации полномочий, которые делали Августа настоящим монархом, он гордился лишь тем, что превосходил всех остальных только своим авторитетом, и говорил, что власти у него не больше, чем у коллег по магистратурам. Он никогда не стремился выделяться и внешне: был скромен в быту, в одежде, в манерах. Впрочем, его реальный авторитет основывался на огромной армии, находившейся у него в подчинении и на громадных богатствах, награбленных во время проскрипций и военных походов, собранных в виде контрибуций и налогов с провинций, полученных в качестве доходов с обширных земельных владений. Август, несомненно, был богатейшим человеком во всей римской державе, и это богатство делало его положение особенно прочным.

ЛЕКЦИЯ 4Октавиан Август сохранил все республиканские учреждения. Сенат формально оставался высшим органом государства. Ему даже дополнительно были переданы некоторые функции народного собрания, законодательные и судебные полномочия. Однако Август очень мудро произвел раздел провинций. Он оставил в управление сенату старые и давно замиренные провинции, а себе взял недавно завоеванные. Мотивировал он это тем, что не хочет доставлять сенату излишних забот и беспокойств. На самом же деле в новых провинциях была сосредоточена большая и лучшая часть римской армии, кроме того, старые провинции были давно ограблены, новые же еще сулили немало богатств. Были поделены и финансы: у сената оставалась старая республиканская казна — эрарий, а себе Август создал особую казну — императорский фиск. Сенату разрешалось чеканить только медную монету, Августу — золотую и серебряную. Помимо всего этого Август имел реальные рычаги, с помощью которых он влиял на всю деятельность сената. Пользуясь цензорскими полномочиями, он всегда мог вывести из состава сената неугодных ему людей и ввести в него угодных. Как народный трибун, он мог предложить сенату любой законопроект и наложить вето на любое неугодное ему решение сената. Как принцепс, Август первым высказывался по любому вопросу и первым голосовал, задавая тон всей работе сената.

Народные собрания при Августе по-прежнему собирались. Первоначально они еще принимали законы, но постепенно эта их функция перешла к сенату. За народными собраниями оставалась прерогатива выборов должностных лиц, но выборы не были свободными — все кандидаты на должности должны были быть рекомендованы Августом.

Также сохранились и все магистратуры, но число их значительно увеличилось, следовательно, уменьшалась власть каждого из магистратов. В условиях единовластия Августа консульство превратилось в почетную должность, а цензура потеряла всякое значение. Вся деятельность магистратур зависела от воли Августа, который давал «дружеские» и «отеческие» советы, воспринимавшиеся в новых условиях как обязательный приказ.

ЛЕКЦИЯ 4При Августе был завершен переход к профессиональной армии. Ее командный состав находился у него в непосредственном подчинении. По замыслу Августа армия из наиболее опасного для государства элемента, каким она была в годы гражданских войн, должна была превратиться в послушное орудие для укрепления нового режима.

Помимо традиционных государственных структур при Августе появились и новые. Была создана преторианская гвардия, как личная охрана принцепса. Преторианцы находились в привилегированном положении, и это обеспечивало их преданность императору. Общая численность преторианцев составляла 9 тыс. человек, причем треть из них квартировалась непосредственно в Риме, не только охраняя особу Августа, но и поддерживая общественный порядок в городе. Преторианцы представляли собой силу, способную предотвращать нарушения порядка и законности.

Новым органом стал совет принцепса — консилиум, состоящий из приближенных Августа и обсуждавший все важнейшие вопросы государственной жизни. Также появляются новые должности — префекты. Наибольшее значение из префектов имел командир преторианской гвардии — префект претория. Также были: префект города — мэр императорской столицы, префект Египта — управляющий новой провинцией, ставшей личным владением Августа, префект вод — ответственный за водоснабжение Рима, префект анноны — ведающий снабжением Рима продовольствием, префект вигилов — руководящий ночной стражей и пожарной охраной. Стоит добавить, что императорскими провинциями, земельными владениями и рудниками управляли должностные лица в ранге прокураторов.

Несмотря на это, пока еще формирующаяся римская империя могла обходиться практически без бюрократии, как впрочем, и римская республика. Роль мелких чиновников выполняли рабы, так как каждое должностное лицо обладало солидным количеством рабов, и они использовались в качестве писцов, секретарей, разносчиков корреспонденции и т.д.

Римская империя вряд ли могла бы состояться, если бы Август не проводил мудрую социальную политику, направленную на расширение социальной базы нового режима. В отличие от Цезаря, который, по меткому выражению Цицерона, был «рабом обстоятельств», Август действовал весьма планомерно и обдуманно. Его талант политического деятеля, сказавшийся уже тогда, когда он шел к власти, проявился в полной мере теперь, когда он стал осуществлять цицероновский идеал «согласия сословий» в широком смысле, как объединение всех социальных слоев империи с тем, чтобы каждый знал свое место и был им удовлетворен. В основе внутренней политики Августа был отказ от политики террора и аграрная политика. Первое стало возможным, когда террор достиг цели, и римское общество с восторгом восприняло идею мира и заживления ран. Аграрная политика решала вопрос, который был одной из основных причин гражданских войн, путем укрепления владельческих прав на землю и их эффективной защиты. В целом социальная и внутренняя политика Августа способствовала консолидации римского общества и обеспечила ему поддержку со стороны всех слоев населения. Исключение составляли лишь рабы, в отношении которых Август принял довольно строгие законы, хотя, одновременно, он старался и несколько ограничить злоупотребления со стороны хозяев, чтобы не доводить рабов до отчаяния. Действуя в интересах рабовладельцев, Август однако заложил опасную тенденцию для всего рабовладельческого строя, положив начало законодательству о рабах.

На протяжении 44 лет Октавиан Август был единоличным правителем огромной державы. Установление империи стало свершившимся фактом. Новая политическая система, созданная им просуществовала еще два века, и его последователи лишь дорабатывали отдельные ее элементы. Август умер в 14 г.н.э. в возрасте 76 лет. Античная традиция считала его самым счастливым из всех римских императоров.

Политическая система отличалась двойственностью, которая объясняется наличием полисных традиций в территориальной империи. По форме это, несомненно, монархия, но монархия особого переходного типа, когда уставшее от долгих войн и раздоров общество нуждалось в компромиссе. В этих условиях монархическая власть Августа с сохранением республиканских учреждений имела тенденцию к лавированию. Но эта система имела тенденцию и к усилению авторитарных начал и уже довольно быстро после смерти основателя принципата республиканские ширмы были отброшены, и монархия стала совершенно очевидной.

6. Римская империя от принципата к доминату

ЛЕКЦИЯ 4I-II вв. н.э. были временем наивысшего расцвета римской державы. Границы между государствами, превращенными в провинции, были уничтожены, монетные системы унифицированы, войны и морской разбой прекращены — все это создавало благоприятные условия для процветания и прогресса. В этот период Римская империя достигла наибольшего территориального расширения, охватывая большую часть Европы, западную часть Азии и Северную Африку. Римская империя занимала ведущее место среди других современных ей государств — Парфянского царства, Ханьской империи и других.

С административной точки зрения Римская империя делилась на Рим, Италию и систему провинций. Италия находилась в привилегированном положении. Управляли Италией сам римский народ и сенат, а в качестве их представителя — принцепс. Основной административной единицей Италии были города, имеющие статус муниципия — самоуправляющиеся автономные городские центры с приписанной к ним сельской территорией. По сути, это были те же полисы, органично включенные в имперскую систему. Италия вплоть до середины II в. оставалась наиболее урбанизированной и процветающей в экономическом отношении областью Римской империи.

ЛЕКЦИЯ 4В I-II вв. римская экономика достигла наивысшего уровня развития, и римлянам впервые удалось укрепить военно-административное объедине¬ние, созданное силой оружия, прочными экономическими связями между различными частями державы и заинтересованностью широких слоев населения в созидании и благополучии. Именно этим обстоятельством можно объяснить стабильность и мощь Империи, пользовавшейся относительным внешним и внутренним миром в этот период. И хотя политическая история этого периода насыщена интересными и драматическими событиями, связанными с такими кровожадными тиранами и деспотами как Тиберий, Калигула, Нерон, эти коллизии затрагивали в основном высшие слои общества, а подавляющее большинство населения пребывало в мире и благополучии.

ЛЕКЦИЯ 4Из всех императоров I-II вв. наиболее яркой фигурой был Траян, правивший с 96 по 117 г. Во внутренней политике этот император считался со всеми формальности, оставшимися от республиканских времен: он установил добрые отношения с сенатом, в отличие от многих своих предшественников, при нем функционировали магистраты и даже были восстановлены комиции. Особое внимание Траян уделял сельскому хозяйству Италии, и с этой целью были учреждены алиментарные учреждения: мелким и средним землевладельцам выдавались ссуды под льготный процент, который шел не государству, а использовался для поддержки сирот и детей малоимущих родителей. Было издано распоряжение, обязывавшее каждого сенатора вложить треть своего состояния в италийские земли.Однако славу Траяну принесла не столько внутренняя, сколько внешняя политика. Стремясь восстановить подорванный авторитет римского оружия и пополнить сократившуюся массу рабов, Траян вел широкомасштабные завоевательные войны. При Траяне Римская империя достигла наибольшего территориального расширения. Следующий император Адриан и его последователи окончательно перешли к политике стратегической обороны и ограничивались лишь небольшими приграничными военными операциями.

ЛЕКЦИЯ 4II век в истории римской империи обычно называют ее «золотым веком». Это время характеризовалось не только высшим подъемом экономики и культуры, но и основательной внутриполитической стабильности. Однако за фасадом внешнего благополучия постепенно вызревал кризис, который уже в конце столетия положил конец недолговечному процветанию. Кризис начался в конце II в. и охватил вначале старые центры рабовладельческого мира. Он нашел выражение в частичном разрушении производительных сил, снижении уровня ремесла и торговли, обезлюдении городов. В III в. эти кризисные явления распространяются и в провинциях. Внутри империи обостряются противоречия, а на ее границы усиливается натиск варварских племен. Внешним проявлением кризиса была слабость императорской власти, частые смены императоров и рост сепаратистских тенденций в провинциях.

Основными предпосылками и условиями кризиса были:

Во-1-х, внутреннее противоречие рабовладельческого способа производства, которое проявилось не в том, что рабы стали трудиться хуже — они не могли в силу особенностей рабства трудиться лучше, и произведенного ими продукта уже не хватало в условиях растущих потребностей рабовладельцев, роста паразитической массы граждан, увеличения затрат на императорский двор, растущую армию и бюрократию. Также стали очевидными преимущества использования арендаторов-колонов по сравнению с рабами, особенно в крупных поместьях, которые их владельцы предпочитали дробить на мелкие участки и либо сдавать в аренду колонам, либо сажать на эти участки рабов, предоставляя им имущество и значительную самостоятельность.

Во-2-х, соперничество Италии и провинций и отдельных регионов римского мира между собой, которое определялось господствующим положением Рима и Италии по отношению к провинциям; кроме того, несмотря на наибольшее развитие в античности элементов рыночной экономики в Римской империи, общеимперского рынка создано быть не могло, и главными препятствиями к этому были мелкие масштабы производства и несовершенство транспорта и связи (в тех условиях легче было перевезти на новое место саму мастерскую, чем регулярно возить ее продукцию).

В-3-х, противостояние античного уклада экономики, представленного муниципиями и товарными рабовладельческими виллами, и протофеодального уклада, представленного магнатскими хозяйствами на негородских территориях и латифундиями.

Эти противоречия проявились и в экономике, и в социальных отношениях, и в политике. Но наряду с основными причинами кризиса действовали и другие: истощение земель вследствие хищнической эксплуатации, сокращение притока богатств и рабов военнопленных из-за перехода империи к стратегической обороне, усиление налогового гнета государства, неспособность правительства наладить эффективную оборону империи и т.д.

Наиболее ярко кризис проявился в расстройстве финансов и всей системы товарно-денежных отношений. Ввиду усиливавшейся нужды в деньгах императорское правительство пошло по пути порчи монеты. Дело дошло до того , что к середине III в. количество чистого серебра в серебряных монетах в ряде случаев составляло всего 2 грамма. Обесценивание денег привело к резкому росту цен — на 800% по сравнению со II в. А это повлекло за собой расстройство оборота и натурализацию экономики, которая стала столь полной, что даже жалование императорским чиновникам выплачивали натурой.

Яркое выражение кризис нашел в ослаблении императорской власти. С конца II в. началась длившаяся около столетия быстрая смена императоров, большей частью погибавших насильственной смертью в результате заговоров и мятежей. Со 192 по 284 г. римский престол занимали 32 императора, не считая тех, кто был провозглашен в провинциях и не добился утверждения власти над всей Римской империей. В середине III в., когда кризис наиболее обострился и установилась почти полная политическая анархия, на период 235-284 гг. пришлось 19 законных императоров и более 30 узурпаторов.

ЛЕКЦИЯ 4Обострение кризиса отразилось и на армии. Римские гарнизоны были деморализованы. Персидские войска на востоке постоянно грабили восточные провинции, а на западную и дунайскую границы обрушиваются варвары, опустошительные набеги которых казались современникам настоящей катастрофой.

Ослабление политической организации Римской империи и натиск внешних врагов на ее границы заставил господствующие круги провинций искать спасения в создании сепаратистских государств, наиболее крупными из которых были Галльская империя и Пальмирское царство.

III век был временем глубокого кризиса всех сторон жизни Римской империи. Кризис испытывала вся античная культура и система античного миросозерцания. В этот период происходила интенсивная ломка общественного и индивидуального сознания и поиск новой системы ценностей. Безысходность и отчаяние стали еще более характерной чертой социальной психологии, чем во время возникновения христианства. Официальная церковь в целом оставалась лояльной по отношению к государству и императору, но использование христианством таких типичных явлений социальной психологии как убеждение в несовершенстве мира и уклонение от общественной деятельности приводило к тому, что с точки зрения императорской власти христианство выступало как идеологический противник. Поэтому III век вошел в историю и как эпоха гонений на христиан со стороны императорской власти. В кризисных условиях императоры издавали эдикты, требовавшие от подданных Римской империи исполнения языческих обрядов, как подтверждения лояльности государству, и христиане, отказывавшиеся выполнять эти обряды, подвергались пыткам, казням, ссылкам и конфискациям имущества. Однако гонения не ослабили христианства и формирующейся церкви. Напротив они усилили религиозную веру и привели к росту количества сторонников этой религии. К концу III в. христианство получило еще большее распространение, расширился социальный состав христиан и в основном сложилась церковная организация. Кризис III века создал необходимые предпосылки для союза Церкви и Империи и для превращения христианства в мировую религию.

Исторический опыт учит, что ни один кризис, сколь бы глубоким и тяжелым он ни был, не может продолжаться бесконечно долго. И Римская империя, пережив сильнейшие потрясения и фактически переставшая существовать как единое целое, смогла преодолеть кризис и перейти к следующему и последнему этапу своего развития. Некоторые признаки оздоровления стали ощущаться с 70-х гг. III в., однако окончательный выход из кризиса стал возможным лишь с проведением широкомасштабных реформ в конце III — начале IV в. и переходом Империи от Принципата к Доминату.

7. Доминат как политическая система

17 ноября 284 г. в Никомедии императором был провозглашен Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Его правление (284-305) ознаменовало начало эпохи Поздней Римской империей. Перед Диоклетианом стояла чрезвычайно сложная задача восстановления целостности империи и преодоления кризиса, и ему удалось в целом достойно с ней справиться.

В начале правления он вел почти непрерывные войны: с варварами на Дунае, с персами на востоке, с восставшими пастухами в Галлии, в Сирии с арабами, с франками и аламанами на западе. Благодаря энергичным военным действиям удалось добиться ликвидации сепаратистских движений и укрепить границы империи.

С самого начала правления Диоклетиан вносит кардинальные новшества в систему управления империей и создает новую политическую систему — доминат. Само это слово объясняет сущность новой системы: dominus в переводе с латыни означает «господин»,»хозяин», и новая политическая система предполагала, что император становится полным господином, а все остальные — его подданными без различия их ранга и сословного положения. Таким образом, доминат окончательно порывал с системой принципата, которая трактовала императора не как монарха, а как первого сенатора и первого гражданина, пользующегося высшим авторитетом и наделенного особыми полномочиями. Диоклетиан открыто порвал со старыми традициями и заложил основы для превращения римского государства в неограниченную монархию. Отныне римский император подобно восточным царям считался воплощением божества, вводился специальный дворцовый церемониал и даже совет императора теперь стал называться консисториум (корень этого слова в переводе с латинского означает «стоять»), так как в присутствии императора никто не имел права сидеть.

Политическую основу домината составляли монархическая власть, армия и бюрократический аппарат управления. Каждый высший чиновник имел свою канцелярию и штат, порой насчитывавший несколько сот человек. Сенат потерял всякое политическое значение и превратился по сути в муниципальный совет города Рима, хотя сенаторское сословие по-прежнему оставалось высшим. Оставшиеся магистратуры превратились в чисто почетные звания. А о народных собраниях уже никто даже и не вспоминал. Таким образом, от демократии республиканских времен новая политическая система не оставила ровным счетом ничего.

Осознавая трудности управления огромной империей, даже обладая абсолютной властью, и опасаясь узурпаций власти, которые были подлинным бедствием кризисного III века, Диоклетиан внес новшества и в сам механизм управления. Сначала он назначил себе соправителем в ранге цезаря своего друга Максимиана, затем последний был возведен в ранг августа (такой же ранг имел и сам Диоклетиан), а в 293 г. были назначены помощники августов в ранге цезарей — Гай Галерий и Констанций Хлор. Они были усыновлены августами и женились на их дочерях. Каждый из соправителей получил в управление часть империи, но официального разделения ни империи, ни армии, ни чиновничества не последовало: Диоклетиан оставался доминусом и старшим августом, он же был инициатором всех законов и распоряжений. Предполагалось, что через 20 лет августы добровольно сложат с себя полномочия и уйдут в отставку, уступив место цезарям, а те, в свою очередь, назначат себе новых помощников-цезарей. По мысли Диоклетиана, эта система должна была обеспечить твердый порядок престолонаследия и дать гарантию против узурпаций. Такое разделение власти получило название тетрархия — четверовластие.

Дальнейшая деятельность Диоклетиана была направлена на укрепление внутреннего положения империи. С этой целью он провел ряд крупномасштабных реформ, продолженных и дополненных в первой трети IV века императором Константином.

Так как новая государственная система требовала огромных средств, Диоклетиан провел налоговую реформу, которая устанавливала новую систему налогообложения и требовала прикрепления населения к земле и месту его обитания. За правильное и регулярное поступление налогов отвечали городские советы и сословие куриалов, а также владельцы поместий. Ввиду того, что одной из главных проблем кризиса III в. была инфляция, Диоклетиан провел монетную реформу, которая устанавливала твердые нормы драгоценных металлов в золотой и серебряной монете. В целях финансового оздоровления был издан и эдикт о ценах, который представлял собой первую и заведомо неудачную попытку государственного регулирования обращения путем установления максимальных цен и минимальной заработной платы. Большей эффективности управления империей должна была служить административная реформа, которая делила Римскую империю на 100 провинций (Рим имел статус особого округа), 12 диоцезов (объединявших по нескольку провинций) и 4 префектуры. Благодаря этой реформе бюрократический аппарат получил стройную организацию, а империя — четкую структуру. Наконец, так как важнейшей опорой домината была армия, Диоклетиан провел и военную реформу, которая разделила вооруженные силы империи на две части: пограничные, состоящие из оседлых частей, формировавшихся в основном из варваров-колонистов, и мобильные — легионные части, перебрасывавшиеся в разные части империи в зависимости от обстановки. Военная реформа предполагала и частичное комплектование армии за счет рекрутского набора и за счет службы варварских отрядов, перешедших на сторону Рима.

Когда в 305 г. исполнилось 20 лет правления Диоклетиана и Максимиана, и оба августа, как и предполагалось, добровольно ушли в отставку. Однако задуманный Диоклетианом механизм преемственности власти не сработал, так как не был учтен еще один принцип абсолютной монархии — передачи власти по наследству. После скоропостижной смерти Констанция Хлора войска провозгласили императором его сына Константина, который не был цезарем, и началась гражданская война, которая продолжалась в основном до 313 г., когда из многочисленный претендентов на власть остались только двое — Константин и Лициний. Впрочем, соправителями они оставались недолго: в 323 г. Константин разгромил армию Лициния и стал единственным правителем всей Римской империи, а о системе тетрархии теперь полагалось забыть.

Константин оставался у власти вплоть до своей смерти в 337 г. Он был расчетливым, дальновидным, коварным и беспощадно жестоким, смелым, энергичным и вместе с тем осторожным правителем. Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана, и лишь в религиозной политике он действовал совершенно иначе.

ЛЕКЦИЯ 4В начале IV в. тщетность борьбы с христианством была осознана императорской властью. В период гражданской войны, последовавшей после ухода Диоклетиана от власти, преследования христиан время от времени еще возобновлялись, но уже в 311 г. Галерий, один из инициаторов гонения и один из самых жестоких гонителей христиан, издал эдикт о терпимости, разрешавший исповедание христианства и собрания христиан. Однако подлинная легализация христианства была осуществлена два года спустя знаменитым Миланским эдиктом Константина. Христианам давалось право открыто отправлять свой культ и владеть имуществом, им возвращалось конфискованное имущество, запрещалось привлекать христиан к участию в языческих жертвоприношениях. Легализация христианства стала еще одним важным мероприятием, оформлявшим систему домината, а Константин за этот эдикт и последующую политику в пользу христианства получил от церкви почетное звание Великий.

Говоря о Константине, следует также добавить, что он основал в 330 г.новую восточную столицу Римской империи — Константинополь, и с этой даты берет начало история Византии.

Созданная Диоклетианом и Константином система домината обеспечила на некоторое время стабильность Римской империи и приостановила разрушительные кризисные явления. Опорой императора была армия, бюрократия и новая сила — христианство. Эти связующие Империю силы заменяли фактически разрушенное социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного поступления налогов, а армия не была еще полностью варваризирована, система домината еще сохраняла свою жизнеспособность.

8. Падение античного мира

ЛЕКЦИЯ 4Относительно устойчивое положение Римской империи в целом сохранялось на протяжении почти всего IV века, в котором наблюдался некоторый экономический подъем и сохранялась относительная, по сравнению с III в. политическая стабильность, хотя имели место и узурпации власти, и гибельные вторжения варваров. Вместе с тем IV век был временем глубоких изменений в социальной структуре, в культурной и религиозной сфере.

Наиболее важную и интересную часть его истории составляет процесс христианизации Римской империи, который охватил практически все сферы жизни и привел к победе христианства в конце столетия. Христианство окончательно вытеснило язычество с политической арены и в 392 г. стало единственной официальной религией Римской империи. Христианство сумело отстоять внутреннее единство и победить главную ересь IV в. — арианство, отстояв символ веры, как основу основ христианской жизни. Христианство выработало основные модели взаимоотношений с императорской властью в новых условиях, и церковь стала неотъемлемым и существенным элементом государственной и общественной жизни. Наконец, IV век был временем бурного расцвета христианской мысли и формирования новых мировоззренческих подходов и идеалов.

Процессы христианизации, начатые Константином, были в основном завершены в конце столетия Феодосием (379-395), который за его деятельность на благо церкви тоже удостоился титула Великий. Римская империя из христианизирующейся превратилась в христианскую. При Феодосии Римская империя последний раз переживала период единства, который, впрочем оказался весьма коротким. После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя была окончательно разделена между его сыновьями на Западную и Восточную.

Восточная империя в V в. продолжала жить своей жизнью, пользуясь сильной властью императоров, относительной экономической и политической стабильностью и тем, что основной поток варварского нашествия устремился на запад.

ЛЕКЦИЯ 4Путь Западной империи оказался совершенно иным. Императорская власть здесь была слабой, первые же признаки этой слабости повлекли за собой углубляющийся развал государственного аппарата. Правительство пошло по пути усиления налогового гнета, который превышал возможности налогоплательщиков и подрывал их хозяйство. Сокращение материальных ресурсов повлекло за собой развал армии, и правительство не нашло другого выхода, как поручить защиту от варваров самим же варварам, принимая на службу сначала отдельные отряды, а потом и целые варварские армии, которые в V в. привели к образованию на территории Западной Римской империи целого ряда варварских государств. В этих условиях императорское правительство уже совсем утрачивало контроль за обстановкой и не могло остановить ни сепаратистских движений и варварских грабежей, которых не миновал и сам «вечный» Рим, ставший объектом жестоких грабежей со стороны готов в 410 г. и со стороны вандалов в 455 г. Новые полусамостоятельные варварские королевства подчинялись распоряжениям императорского двора лишь в том случае, если это соответствовало их интересам, но чаще проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Императоры были бессильны привести их к повиновению и сохраняли лишь видимость существования Западной Римской империи, в которой варварские королевства формально считались лишь составными частями.

ЛЕКЦИЯ 4Попытку последней консолидации империи предпринял Юлий Майориан (457-461), предложивший ряд реформ, которые имели целью облегчить налоговое бремя, укрепить города и освободить от задолженностей жителей оставшихся римских провинций. Майориану даже удалось укрепить римское господство в Галлии и в Испании. Однако восстановление Западной Римской империи уже не было выгодно ни представителям провинциальной знати, ни варварским королям. Майориан был убит в результате заговора, а с ним была похоронена и последняя попытка восстановления империи. После него у власти находилось несколько марионеточных императоров, которые не пользовались ни властью, ни авторитетом.

В 476 г. командующий императорской гвардией из германского племени скиров Одоакр низложил 16-летнего императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Таким образом, был уничтожен сам институт Западной Римской империи, а в Италии образовалось новое государство — королевство Одоакра. И хотя падение власти западного императора не воспринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал концом античного мира и началом средневекового периода всемирной истории.

Дополнительная литература по теме:

  1. История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 2001.
  2. Маяк И.Л. Рим первых царей. М., 1983.
  3. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1986.
  4. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.
  5. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской Республики». М., 1986.
  6. Шифман И.Ш. Октавиан Август. М., 1988.
  7. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. – М.: Наука, 1975.
  8. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002.
  9. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до сер.VI в.). – М., 1984.

О admin

x

Check Also

Наши мысли материальны? Как привлечь желаемое

Наши мысли материальны? В нашей голове постоянно крутятся какие-то мысли: плохие они или хорошие, мы зачастую над этим не задумываемся, ...

Как стать идеальной женой

Как стать идеальной женой Слышали выражение — «Женщина – центр вселенной»? Сказано красиво и с явной долей ответственности. Попробуем разобраться, ...

Народный метод лечения от ячменя

Народный метод лечения от ячменя. Ячмень, такое заболевание проявляется при переохлаждение человеческого организма. Выглядит такое заболевание в виде маленького гнойничкового ...

Как стать добрее

Как стать добрее Человек по своей натуре существо скорее безобидное, чем что-то злое, ищущей во всём только корыстные цели. Но ...