Главная » Интересно » Народный праздник Кузьминки — День Кузьмы и Демьяна — яна

Народный праздник Кузьминки — День Кузьмы и Демьяна — яна

Народный праздник Кузьминки — День Кузьмы и Демьяна

Народный праздник Кузьминки - День Кузьмы и Демьяна - яна14 ноября Православная церковь чтит память братьев Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачами и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие обратились в христианскую веру. Космы и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

Брать не брали с людей никакой платы. Однажды они смогли исцелить безнадежно больную женщину. В благодарность за это она принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Святой не смог ей отказать. Когда об этом узнал Косма, он сильно расстроился, и завещал, чтобы после смерти его похоронили отдельно от брата.

Лечению братья учились в одной старого врача, который со временем стал сильно завидовать их славе. Доведенный этой страстью безумно, он под видом сбора лекарственных растений позвал святых в горы и там убил их, а тела бросил в реку.

Когда тела братьев были найдены, люди не знали, как их похоронить — вместе или отдельно. Но тут случилось чудо: когда исцеленный от бешенства верблюд сказал человеческим голосом братьев должны похоронить рядом, потому что Дамиан принял дар не от корысти, но из милосердия. Так люди и сделали.

Народный праздник Кузьминки - День Кузьмы и Демьяна - яна

На Руси Космы и Дамиана (в обыденной речи Кузьму и Демьяна) почитала с давних времен. Если в канонических житиях святых представлены как врачи душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

Народный праздник Кузьминки - День Кузьмы и Демьяна - янаИздавна на Руси братьев-чудотворцев почитали также как хранителей семейного очага и покровителей ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к ковки. Его наделили большими, многогранными способностями и качествами — вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, — которыми обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (лечение) представлялось как своего рода перековки больного, его переработки и закаливания.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» один из древнейших и основных значений — создавать, творить, а также обрабатывать, перерабатывать, превращать, изменять, добавлять любой вид. Кузнецы в мифологии — создатели мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачи, которые имеют дело с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и др.

В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям (образовательных, семейно-брачных, воспитательных, военных и др.). До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз».

Кузьма и Демьян в народе славятся кузнецами в прямом и переносном смысле.

Коваль Кузьмадемьян кует лед на земле и на водах.

Без Козьмодемьяна зиме реку заковать.

Кузьма закукует, а Михаил раскует (часто в Михайлов день 21 ноября бывает оттепель).

Козьма с гвоздем, Николай (19 декабря) с мостом.

Кузьминикы осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.

Кузьма и Демьян является покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины старательно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравнить меня позднюю с ранними.

В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами — они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотно нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашник».

В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали сарай», приурочив начало молотьбы до этой даты. В риге несли кашу, угощали молотильщики и угощались сами. Немного каши оставляли в сарае для его хозяина — духа сарай.

Еще в этот день вспоминали домового, который, согласно поверьям, в ноябре особенно бесчинствует и буйствует. Чтобы успокоить дух, который разбушевался, его или задабривали, оставляя всякие угощения, или гнали помолом.

Святых братьев (покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в образовании ума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна), или с 1 декабря (в день пророка Наума).

Ноябрьские Кузьминикы часто называли «Куриное днем ​​рождения» или «Курячийм праздником». В этот день в церковь носили цыплят и варили кашу, которую ели сами, но и предлагали попробовать святым покровителям дня:

Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.

В день Кузьмы и Демьяна — куриная смерть (режут кур).

На Кузьму-Демьяна — цыплят попу, а курицу на стол.

С этого дня начинали на продажу бить кур, жарили куриное мясо, в курятниках служили молебен и кропили их святой водой. Называли этот обряд — «кур молить». Чтобы домашняя птица водился, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса. Во время еды куриные кости не ломали, чтобы птица не болел.

Святых братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего очага. К образу замечательных кузнецов обращались в святочных и свадебных песнях.

Повсеместно Кузьминикы считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила блюда для всей семьи. Почетным угощением была куриная лапша.

В ряде мест незамужние девушки, чтобы доказать свою готовность вступить в брак, в этот праздник в снятом помещении устраивали вечеринки. Они вскладчину покупали продукты и устраивали пир. Вечером они звали ребят, угощали их куриной лапшой (куриным супом). Празднование продолжалось до утра. Если все блюда были съедены, то ребята отправлялись на промысел — воровали соседских кур. К таким краж крестьяне относились снисходительно, если и ругались, тем больше для порядка.

В некоторых местах было принято, чтобы девушки ходили по селу и выпрашивали продукты, из которых затем готовили разнообразные блюда. Этими блюдами они угощали приглашенных ребят и взрослых, заглянули к ним на огонек.

Народный праздник Кузьминки - День Кузьмы и Демьяна - янаВ Пензенской губернии существовал обычай устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки делали чучело: набивали мужские брюки и рубашку соломой, пристраивали к ним голову. Чучело подвязывали поясом, надевали в старые лапти и сажали в центре дома. Сначала в шутку «женили Кузька» на одной из девушек, потом укладывали на носилки и несли за околицу или в лес. Там чучело раздевали, солому вытаскивали, танцевали на ней, а потом сжигали. В нижегородских селах чучело не сжигали, а топили в реке. На следующий день девушки устраивали поминки, на которые приглашали ребят, делали брагу, варили кашу, пекли блины. Первый блин обязательно отдавали ребятам.

На Кузьминский гуляниях пели песни, водила хороводы, участвовали в различных играх.

О admin

x

Check Also

Чертог лося

Одиннадцатый знак Сварожьего круга — Чертог Лося (9 мая-1 июня) Чертог Лося НЕ случайно получил себя в покровители богиню Ладу ...

Чертог лисы

Девятый знак Сварожьего круга — Чертог Лисы (25 марта — 17 апреля) Девятый Чертог Лисы властвует в то время, когда ...

Чертог ворона

Пятый знак в круге Сварога — Чертог Ворона (16 декабря — 10 января) Пятый чертог назван в честь мудрой птицы ...

Чертог волка

Восьмой знак Сварожьего круга — Чертог Волка (28 февраля — 25 марта) Восьмым сегментом Сварожьего круга числится Чертог Волка. Многомудрый ...