Главная » Интересно » История человеческой мысли

История человеческой мысли

История человеческой мысли. Возникновение материализма и атеизма

История человеческой мыслиПротягом всей истории человеческой мысли религия противостояла науке.

С самого начала люди разделились на две большие группы: к первой принадлежат все то, кто при объяснении мира полагается исключительно на познающий его человеческий разум; ко второй — мистики и церковники, Которые признают существование сверхчеловеческих сил и прибегают к чисто субъективными актам веры.

Наиболее последовательные и Принципиальные представители первой группы — это материалисты, атеисты. Ко второй относятся приверженцы различных форм идеализма.

Первые греческие мыслители, пытавшиеся постигнет тайны вещей, говорили на языке материализма. Подтверждением этому служат Многочисленные сочинения первого периода развития эллинской мысли. Правда, они были ближе скорее к мифологии, чем к собственно философии. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр были основными творцами таких поэтических мифов, в которых происхождение вещей они объяснял, Исходя из первичных элементов, или «начал».

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (VI век до н. Э.) — Древнегреческие материалисты и разносторонние ученые. Они впервые противопоставилы религиозным традициям разумное познание единой материальной вселенной. Орфики (VI век до н э) — последователи религиозно-мистического учения

Согласно учению Фалеса из Милета таким началом, из которого в процессе последовательных изменений возникло все остальное, была вода. Из облака выпадает живительный Дождь, який, соединяясь с телом необъятной природы, питает все ростки жизни. В брачном союзе небо овладевает землей, порождает злаки и стада. По Анаксимену, таким началом был воздух, или эфир, — неопределенная имманентная сила, которая приводит в движение первоначальный хаос, однородную материю, откуда путем разделения происходит все существующее.

История человеческой мысли

Согласно орфики, мир возник благодаря Любви — самом прекрасном из того, что вечно, Любви, этой силе природы, которая укрощает сердца людей и богов. Другие же, например Эмпедокл, считали, что все произошло в результате борьбы и войны, являющейся матерью и владычицей всего сущего.

Позднее па смену блестящее эллинско воображению пришло абстрактное мышление. Появились философы, Которые для объяснения вселенной обратившегося к силе разума. Левкипп и Демокрит были одними из первых греческих философов, последовательно отстаивавшей материализм. Оки утверждал, что мир состоит из очень маленьких материальных частиц, Которые они назвали атомами. Соединение атомов различными способами и их разъединение определяют возникновение и уничтожение всех вещей в природе. Сначала возникают материальные тела, а затем сознание, душа, которая также состоит из атомов, самых легких, самых подвижных, самых «тонких».

Смерть — это результат разъедавшая атомов. Боги, так же как и простые смертные, состоят из атомов. Они НЕ вмешиваются в процессы, происходящие в мире, где все подчинен строгом детерминизму.

История человеческой мыслиОсновываясь на этой материалистической концепции, большой последователь Демокрита Эпикур еще за три века до нашей эры проповедовал этическое ученые, которое в то времена пользовалось в Греции и Риме громадным успехом.

Цель философии Эпикура — утверждение счастья человека на земле. Что же касается физики Демокрита, то Эпикур использовал ее для того, чтоб дать своей этике прочной обоснование. В действительности, говорил Эникур, счастье людей омрачается страхом перед ботами и страхом смерти. Душа смертна, поскольку она состоит из атомов, Которые со временем разъединяются.

Следовательно, смерти нечего боятся, так как она — чистое ничто и после нее с человеком ничего НЕ бывает.

Кроме того, боги, Которые, согласно Эпикуру, также смертны, никогда НЕ участвовали в создание мира, ибо мир вечен; они никогда НЕ занимались тем, что происходит в мире — они этого даже не знают. Стоит ли так боятся, если практически они для нас вовсе НЕ существуют?

Освободившись от страха перед смертью и от еще более губительно страха, внушаемого религией, человек может быть счастлив, живя разумом.

Этика Эпикура рекомендует наслаждаться жизнью, благами материального мира во всей их полноте, но соблюдая при этом умеренность. Счастье мудрого человека дополняется то дружбой, которая должна объединить его со всеми, кто освободился, как в он, вот веры в возможность ужасных кар, Которым религия запугивает человека.

Этика Эпикура долгое время пленяли широкий круг передовых людей в Греции и Риме; воспоминание о саде, где философ беседовал со своими учениками, было использовано «смиренным безбожником» Анатолем Франсом в одном из его произведений. Просвещенные умы и поныне восхищаются замечательной поэмой, посвященной римским поэтом Лукрецием Прославлению системы Эпикура, которого он считал Величайшим благодетелем человечества.

Со своей стороны, физики XX века вслед за физиками XIX века заимствовалы у Демокрита положение в том, что материя делим не до бесконечности.

История человеческой мыслиАнглийский ученый Дальтон подвел под атомистическую гипотезу научную базу. Атомистическая теория, принятая современной наукой, лучше всего объясняет внутреннее строение вещества. Поистине это подлинное торжество гениально предвосхищениях греческих основоположников материализма!

Полную противоположность взглядам Демокрита и Эпикура представляли учения греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля, выдвинувшей в V и IV веках до н. э. концепции спиритуализм и идеализма. Эти концепции протягом более чем тысячи лет затмевалы собой материализм первых эллинско мыслителей.

В то время как Демокрит и его последователи считали, что душа, так же как и тело, состоит из материальных частиц и что мышление является производным от чувств, то есть от впечатлений, Которые душа получает от объектов внешнего мира посредством органов чувств, Платон, напротив , выдвинул идеи чистого идеализма.

По Платону, дух не имеет с телом абсолютно ничего общего. Наряду с обманчивымы ощущениями и чувственным восприятием существуют общие идеи, вечные образы преходящей вещей. Эти Идеи реально существуют вне материального мира.

Разум — вестник богов, а не отражение вещей — один только и способен обеспечить понимание нами Идей, Которые представляют собой не что иное, как законы мысли. Вещи же — это всего-навсего копии Идей.

История человеческой мыслиПлатон утверждает, что добро, прекрасное, истина, мораль не являются идеями, формирующимися в нашем индивидуальном сознании благодаря чувствам и опыту, — это вечные реальности. Тела исчезают, а эти Идеи остаются; они не имеют ничего общего с материей. Материя, по Платону, — это хлам, негодная вещь, стесняющая мысль. Не вещи, а не материя вызывает Идеи. Тело — это оковы, чувственный мир — тюрьма для души, место, где она терпит всякие кары. Нужно полностью отделить дух от тела, которое, подобно свинцово груза, удерживает пас на земле. Душа чувствует себя изгнанницей в мире чувств. Она старается соединиться с абсолютом, с чистой идеей, которая находится вне мира. Она стремится избежать тюрьмы чувств, тюрьмы тела. Единая и бессмертная, она стремится удалиться от очага зла, Которым является материальный мир, чтоб соединиться с высшей идеей — с богом, вечным творцом идей и олицетворением добра.

Идеализм в то форме, в какой он нашел свое выражение у Платона, противопоставлялся материализму Демокрита, а Впоследствии Эпикура и его последователей.

Идеалисты считают, что свои идеи мы получаем НЕ благодаря ощущениям: идеи будто бы предшествуют материи, являющейся Якобы лишь чем-то неполноценным, каким-то «отбросить». Для материалистов, па оборот, ощущение (модификация тела) предшествует мысли, которая связана с ощущением и возникает из-за него. Без чувств, без материального органа — мозга — мышление невозможно.

Идеалистическая концепция Платона и в меньшей степени идеалистическая концепция Аристотеля со времен античности возобладал над философией Демокрита и Эпикура. «Диалектический» Гений Платона, его Смелое воображение, блестящее красноречие способствовали успеху его философии. Его влияние особенно возросло после того, как развивающееся христианство восприняло некоторые положения платоновского идеализма, так что первоначальная форма материализма должна была на несколько веков уступит ему место на исторической арене.

Христианство, Возникшее из иудаизма пророков и проповеди Христа, было, прежде всего, моралью, которая определяли поведение людей. Ему НЕ хватало философии. Ученые Христа было обращено, по его собственному признания, к Самым угнетенным и Страдающим. Оно ни старалось выяснить происхождение мышления, как это делали Проницательный греческие мыслители. Когда в первые века новой эры христианство распространилось в Греции и на Востоке, отцы греческой церкви, стремясь ввести в христианство своего рода философию, заимствовалы у Платона его толкование происхождения идей.

Они приспособили «диалектику» Платона и всю его философскую систему к требованиям своей религиозной пропаганды. Они заимствовалы у Платона отдельные понятия, например понятие Троицы. Они развили в духе своего учения его взгляды на материю как на причину зла и на тело как на оковы и тюрьму души. Отсюда вытекала идея аскетизма, Отречение от земных благ. И вот после того, как император Константин облек католицизм в порфиру, идеализм, рожденный из слияния языческой философии с мечтой сирийского колена в приходе мессии, завоевал мир.

В последний период истории античного мира и в течение средних веков господство католической церкви, ставшей Всемогущий, обеспечил преобладание философии идеализма. Так было вплоть до эпохи Возрождения, в XVI столетия. Но уже с этого времени идеи материализма были подхвачены смелым умами, и многие поплатились за них жизнью. Впоследствии эти идеи непрерывно развивались, по мере того как прогрессировала науки о природе. Мистические концепции платоновской философии и детски наивные легенды «Книги бытия»В происхождении мира материализм заменял все более и более разумным его объяснением. Завязалась борьба, часто беспощадная, между представителями свободной мысли и фанатичнымы церковниками. Эта борьба продолжается и в наши дни, хотя теперь католическая религия вынуждено признавать многие научные истины и открытия, Которые прежде она осуждала как безбожие, как смертный грех.

Мы НЕ будем останавливаться здесь на всех перипетия этой вековой борьбы. Напомним только, что такие люди, как Монтень, Рабле, Мольер, Гассенди, Сен-Эвремон, отказались следовать доктринам религии. XVII век знал многочисленных вольнодумцев, Которые вызвали против себя Неистовые атаки Боссюэ; Лабрюйер заклеймили их, посвятил этому целую главу своего сочинения «Характеры или нравы этого века».

В начале XVIII века Фонтенель и Бейль продолжилы во Франции традицию свободомыслия. А затем на смену им пришли энциклопедисты, решительно вставшие на сторону открытого и последовательного материализма. Имена энциклопедистов хорошо известны — это Ламетри, Гельвеций, Гольбах; Дидро — самый смелый, самый замечательный представитель этой плеяды.

В XIX и XX веках материализм получил широкое распространение в связи с новыми научными открытиями и практическим применением науки.

Мало-помалу смягчились даже то нападки, Которым протягом истории материализм подвергался со стороны идеализма и религии.

Быть материалистом, отстаивать идеи атеизма долгое время считалось позорным, унизительным, часто даже преступным. Но времена резко изменились. Масса людей — и среди них множество честных и бескорыстных ученых — Отныне встала на сторону тех ученый, Которые еще недавно рассматривались как позорящие их приверженцев или посягающие на человеческое достоинство.

Каким образом обосновывает он свой отказ примкнут к религии и вообще к идеализму, какую бы форму тот ни принимал?

В состоянии ли материализм дать удовлетворительные ответы на все то Многочисленные вопросы из области морали, происхождения вещей или убеждений, Которые ставит мышление современного цивилизованного человека?

В следующих статьях мы попытаемся изложить некоторые доводы современного материализма и показать справедливость его стремления руководить умами.

О admin

x

Check Also

Как ведет себя привороженный мужчина

Привороженный мужчина — изучаем влияние магии Чтобы понимать, как ведет себя привороженный мужчина, важно прежде познать суть мистического обряда — ...

Сайт обо всем

Казанская икона Божией Матери: праздник 4 ноября

Казанская икона Божией Матери: праздник 4 ноября Казанская икона Божией Матери празднуется дважды в год: 21 июля и 4 ноября. ...

Каббала и Таро

Каббала и Таро Традиционная колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, воплощающим в себе энергии каббалы. Основной символ каббалы — ...

К чему снится черная кошка, как растолковать сон

К чему снится черная кошка Как прочно «засели» в сознании многих людей приметы, связанные с черными кошками. Если перебежит зверек ...